Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
Методические материалыМетодические материалы

ПРОЕКТ методики обучения детей анимационной арт-терапии

20 ноября 2012

Авторы: Т.Г.Визель, И.Р.Марголина

Теоретические предпосылки

Становление человека какразумного  существа связано  с развитием  жестов,  мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка– интернационального языка  образов.

Искусство  возникло с  целью  общения, как  средство   коммуникации,   как своеобразный,   эмоциональный   язык.  

Человек способен к символизации засчет особого строения и функционирования головного мозга. Издавна онбессознательно преобразовывал в символы предметы и формы  окружающего мира  и  использовал эти символы, как в религии, так ив изобразительном искусстве. Так родилось искусство. По мере созреваниямозга  символы  усложнялись по содержанию и форме, однако,  те древние формы, которые и сегодня пленяютсвоей органичной естественностью, свежестью, чистотой, сохранились до нашихдней. Творчество древних людей наиболее ярко прослеживается в творчестве детей:та же непосредственность, вера в то, что взрослым кажется невозможным,сверхъестественным.

Научно доказано, что творчествооздоравливает.  Это связано с выделениемв кровь в моменты творчества особых веществ, так называемых эндорфинов — гормоноврадости.  Несмотря на  это,  как самостоятельное направление в  лечебно-коррекционной  и профилактической  работе  арт-терапия насчитывает   всего несколькодесятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в  конце XX века, вместе с интересом именно кпримитивному и детскому  искусству.  Спонтанное выражение своих эмоций,искренность,  не  сдерживаемая рамками  условности, самоетворчество, а не его оценка  другими  - вот что является важным  арт-терапии.

АнимационнаяАРТ-ТЕРАПИЯ

Наиболее широкую известность   арт-терапия получила в середине XX века. Термин, обозначающий это направлениетерапии,  составлен  из частей:  art – искусство, art therapy– терапия, т.е. буквально    означает лечениеискусством, а  еще шире -терапия творчеством   с   целью  выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. При этомподразумевается использование различных видов творчества -  пластического,   изобразительного, музыкального, танцевальногои пр.  

Впервые  термин «арт-терапия» был употреблен АдрианомХиллом  в 1938  году  при описании своих  занятий  изобразительным (живописным искульптурным)  творчеством   с  туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин  стал применяться  ко  всем видам терапевтических  занятий     искусством    (музыкотерапия,    драматерапия, танцедвигательная терапия ит.п.).

Накопленный к сегодняшнему дню опытарт-терапии показал, что масштабы природных  способностей к искусству, заложенных  в  человеке, огромны.  Арт-терапия  направлена на их реализацию.

Арт-терапия для детей, имеющих теили иные  отклонения в психо-речевомразвитии, наиболее актуальна, т.к. именно в детстве закладывается 2/3  того, чем человек будет владеть впоследствии.Кроме того, отсутствие зрелой критической мысли, которая может оказаться  гиперактивной, не препятствует самовыражениюребенка, казалось бы, самым невероятным способом.  

Что касается раздела  арт-терапии, который можно обозначитькак  анимационная арт-терапия, он вообщене имеет пока аналогов. В его основу  положенаавторская концепция.   Ее основныеположения сводятся к следующему. 

В детском возрасте ведущий виддеятельности -  игра. Это прекраснопоказано и  обосновано в трудахвыдающихся психологов (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Ж.-Ж. Пиаже и др.)...). Анимация,как никакой другой вид искусства,  близкак игре. Любовь детей  к анимации  безгранична. Это объясняется предметностью, образностью, символичностью,метафоричностью этого вида киноискусства, где имеют место связь образа, слова и символа, ролевая насыщенность,занимательность.  

С точки зрения воздействия напсихику  анимация максимально  полифонична. Она обладает полирецепторностью, т.е. способностью воздействоватьна: 

  • рецепторы (органы чувств) всех анализаторов; 
  • оба полушария мозга.

Рецепторы  необходимы для познания окружающего мира(операций гнозиса) и последующей обработки воспринятой информации мозгом.  Рецепторы специализированы соответственноразличным видам гнозиса  (зрительному,акустическому,  тактильному и др.).  На базе гнозиса у ребенка формируется практическое, предметное действие, называемое праксисом.   Это необходимо для овладения операциями  предметных действий самой разной степенисложности, необходимых в анимации.

Анимация продуктивна и для целейстимуляции функциональной активности полушарий мозга.  Как известно, правое полушарие  предназначено, прежде всего, длятворческой  обработкиобразно-символической информации - в рисунке, музыке, танце и др.  Приоритетным для левого  полушария является  слово и логическая мысль в целом.  Анимация, в которой образ, символ, словоспаяны воедино, способствует  укреплениюи образно-символического, и вербально-логического компонентов  психики.

У детей правое полушарие созреваетраньше левого. Такова закономерность, заложенная природой. В связи с этим самдетский возраст является благодатным для творчества.  

Помимо коры мозга, в результатетворческих  действий  активизируется и подкорка.  По

З. Фрейду, подкорка — средоточиевсего бессознательного в психике, которое играет в творчестве ключевую роль. Функционально активизировать подкорку рациональным путем невозможно. Нанее воздействуют движение и ритм (во всех их проявлениях).  Создание анимации — это построение именнодвижений, которые имеют отношение не только к подкорке, но и к коре.  Подкорковый компонент движения  -  базисный в его общей структуре, следовательно, является важным.  Помимо этого, за счет  укрепления подкорки происходит усиление  восходящих активирующих влияний на корумозга. Понятно, что детям с отклонениями в развитии это крайне необходимо.

В предлагаемом проекте участвуют дети  с различными отклонениям в психо-речевомразвитии и с ограниченными двигательными возможностями.  К настоящему времени положение о   комплексном характере  показанных имнейрореабилитационных мероприятий  сталоаксиомой, как и то, что арт-терапевтическое направление комплекса являетсявысоко эффективным.

Цель  анимационной арт-терапии (ААТ): стимуляциямаксимальной реализации компенсаторного потенциала мозга средствами обученияанимации.

Методика  обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомлениедетей с техниками, которые отобраны нами из числа существующих   в анимацииспециально для  данного проекта:

  1. Рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения неодушевленных и одушевленных персонажей.
  2. Предметная (или кукольная)анимация. Смысл ее заключается в оживлении объемных предметов (неодушевленных и одушевленных).
  3. Рисунок  на сыпучей поверхности. Используются песок,кофе, подкрашенное зерно, сахарный песок, графит и т.д. Такое разнообразие материала делает возможным нюансированное оживление тактильных ощущений ребенка и, кроме того, повышает мотивацию к деятельности за счет ее прикладного характера  и за счет природного влечения ребенка, причем, младшего дошкольного возраста) к сыпучим веществам (игра в песочнице).
  4. Лепка персонажей из пластилина.
  5. Вырезание бумажных марионеток  (техника перекладки).
  6. Пиксиляция. Этот метод состоит в том, что кино- или фотокамерой снимаются предметы в движении. Затем  изымаются некоторые фазы, что позволяет сделать это движение необычным. Например, изобразить персонажа в полете, прыжке и т.п.  Эта техника позволяет проявить наибольшую степень креативности (разгул фантазии). Особенно важно это на продвинутом этапе обучения. 

В рамках всех техник  каждая фаза изображаемого действияисполняется (рисуется, вылепливается, вырезается и т.д.) по отдельности инастолько подробно, насколько  подробнымзадумано   движение персонажа. В идеалекаждое движение — 24 кадра в секунду, как вообще в кино. На диснеевской студиидвижения персонажа выглядели  максимальноплавными, потому что художники-аниматоры добавляли  к 24 кадрам в секунду дополнительные.В современной лимитированной анимации допускается гораздо меньшее число кадров,поэтому движение не выглядит столь подробным, плавным и  приближеннымк реальному. Оно в значительной мере условно и легче для  исполнения, однакои  оно понятно зрителю. Это важно для целей анимационной арт-терапии и,главное, для целей обучения ей детей, которым большое число кадров выполнять трудно.    

В процессе обучения техникампроводятся специальные занятия, на которых внимание детей привлекается  к движениям собственного тела (мимическим, жестовым и др.). Это требует  ознакомления с некоторыми данными в областианатомии, физиологии, биологии.  Аниматор  здесь должен выступать как  актер. Он  проигрывает детям роли персонажей, которые  они должны затем  исполнять сами.  Полезно рассматривать свои движения перед зеркалом, наблюдать за животными,  внимательно оценивать свойства разныхматериалов (краски, бумага, сыпучие вещества) и простых механизмов (шарниры, колеса, ходули).   

 

Основные  результаты использования  АТ

Основываясь на упомянутых вышесвойствах АТ (анимационной терапии), мы можем ожидать следующих результатов: 

  1. Поскольку анимация вообще естественным образом стимулирует психическую деятельность, ААТ эффективна для целей  воспитания и укрепления функций внимания,памяти, привития необходимых навыков поведения.   Все стимулы, положительно влияющие на эти функции, присутствуют в анимации.
  2. Язык анимации универсален, значительный объем анимационных фильмов понятен детям и без слов. Это позволяет развивать их речевые навыки в случае часто встречающихся нарушений речи. Синхронное подключение слова (вербализация учебного материала и продукта деятельности) стимулирует речь на непроизвольном уровне, т.е. в обход   «принудительных» мер, неизбежных при кабинетной коррекции речевой и других функций.         
  3. Обучение анимации как виду кино искусства позволяет выстраивать необходимые коммуникативные  отношения между обучающим и обучающимися,которые  затем переносятся детьми надругие ситуации общения. Таким образом, появляется   дополнительный путь устранения имеющийся у многих детей  социальной дезадаптации. 
  4. ААТ обеспечивает эмоциональное и рациональное«вхождение» ребенка в сюжет,  перенос личностных черт типажей  и их умений на себя, что важно для коррекции имеющихся деформаций личности.
  5. Освоение приемов изготовления анимационного продукта  расширяет у детей объем  разнообразных умений и навыков,  повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку.
  6. Увлечение анимационной деятельностью решает проблему занятости  детей с ограниченнымипсихическими, речевыми и двигательными возможностями.
  7. Эмоциональное отношение  к анимационным операциям требуетзначительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степеньгипердинамии в поведении  детей.

           

Предлагаемыйпроект представляется достойным внимания представителей  медицинских, образовательных и воспитательных ведомств, способных решатьорганизационные вопросы по его внедрению и реализации на практике.   


©2008-2017 Национальный детский фонд