Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
Методические материалыМетодические материалы

Анимационная арт-терапия в комплексной системе нейрореабилитации детей с последствиями очаговых поражений головного мозга

20 ноября 2012
 

      Детское подразделение Центра патологии речи и нейрореабилитации предназначено для осуществления междисциплинарной комплекснойконсультативно-диагностической, лечебно-профилактической, нейрореабилитационнойпомощи детям и подросткам с тяжёлыми нарушениями высших психических функций, втом числе речи, возникающими как осложнение перинатальных очаговых пораженийцентральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, инсульта, нейроинфекции(задержка речевого развития, алалия, афазия, дизартрия, заикание, дисграфия,дислексия и др.). В 2009 году открыто стационарное отделение для детей споследствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.

Стационарное отделение для детей Центрапатологии речи и нейрореабилитации -первое в России отделение для оказания помощи детям и подросткам г.Москвы стяжелыми речевыми нарушениями при локальных поражениях ЦНС вследствие инсульта,инфаркта мозга, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или перенесеннойэпилепсии. Подразделение предназначено для детей дошкольного и школьноговозраста.  На лечении вместе с детьминаходятся родители.

В комплекснойнейрореабилитационной работе с детьми используется сочетание медикаментознойтерапии, коррекционного обучения в групповой и индивидуальных формах,логоритмики, основанных на нейропсихологической топической диагностике зоныпоражения центральной нервной системы, курсы групповой психологическойподдержки и/или индивидуальной коррекции психологического состояния ребенка,комплекс  релаксационных методик, включаясенсорное воздействие, музыко- и аромотерапию, водные процедуры (лечебные ванныи кинезиотерпию в бассейне). Особое внимание уделяется курсам массажа икомплексу лечебной физкультуры по восстановлению нарушений движения у ребенка.Используются новейшие разработки с применением специальных костюмов, применятсяметодики биологической обратной связи, отрабатываются навыки социальной адаптации.Высококвалифицированные специалисты – психологи и логопеды проводят групповые ииндивидуальные занятия в интересной игровой форме. Наряду с традиционнымиметодами сотрудниками отделения разработана и внедрена в практику методика анимационной арт-терапии (мульттерапия).

Недостаточноеразвитие речевых средств и познавательной активности  у детей с последствиями раннего органическогопоражения  ЦНС снижает уровень ихобщения, способствует  замкнутости,безынициативности, нерешительности, порождает специфические черты коммуникативного поведения  — сужается круг общения, затрудняется контактс со­беседником и процесс познания.

       Анализ научной литературы свидетельствует отом, что недостаточно  разработаныоценочные критерии речевой и познавательной активности детей, условия её формирования и стимулирования, зависимостьуровня от форм взаимодействия ребёнка и взрослого в условиях различных видовдеятельности.

       Использованиеинформационно-коммуникативных технологий в коррекционно-педагогическом процессе — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественнойспециальной педагогике. Мыпредполагаем, что  использование технологий компьютерной анимациипри обучении и воспитании детей с нарушениями развития может быть эффективнымсредством активизации мышления и речи, творческой активности, одним из методов коррекции речевых и неречевыхнарушений у детей с последствиями органического поражения ЦНС.

Мульттерапия  — эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов вместес детьми является универсальным инструментом, позволяющим раскрытьтворческие  и соверщенствоватьпознавательные  способности  ребенка. Анимация (мультипликация) являетсяколлективным творчеством, позволяющим восстанавливать когнитивные функции,развивать креативные способности детей, улучшать их психо-эмоциональное  состояние, что  самым позитивным образом сказывается  на реабилитации и социализации ребенка. 

Созданиеанимационного фильма  —  это длительный, технически трудоемкийпроцесс,  поскольку  мультфильм надо придумать, создать и записатьсюжет, реализовать задуманное.  Назанятиях  дети  проходят практически  все творческие этапы создания анимационного фильма:  рисование, анимирование изображений,озвучивание и режиссуру. В  игровой формеодновременно осваиваются многие виды искусства: изобразительное, музыкальное, актерское.   Специалисты отделения  — руководители студии, осуществляют монтаж -  наиболее сложный технологический этап созданияфильма*.

Мультипликация как вид современногоискусства в детстве очень востребован. Любой вид искусства — это сфераформирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всехформах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого,исторического. Детство — это период, в котором  активно формируется личность человека. Ребенокбыстро развивается,  при этом необходимо,чтобы развитие было всесторонним и полимодальным, т.е. реализующиминтеллектуальную и эмоциональную, физическую и духовную, ассоциативно-образнуюи художественную, нравственную и патриотическую формы становления личности.Включение ребенка в создание  мультфильмапозволяет решать широкий спектр задач.

      Целью нашего исследования являетсяразработка диагностической и коррекционно-развивающей программ  на основе технологии компьютерной анимациидля работы с детьми с нарушениями речи и познавательной деятельности. Программанаправлена на формирование психологического базиса для развития речи имышления,  на обогащение представленийдетей об окружающем мире в процессе работы над художественными образами.Задачи, которые решаются в процессе реализации программы, носят комплексныйхарактер. Они могут быть объединены в несколько блоков в соответствии спроблемами психомоторного, когнитивного и речевого развития детей.

1. Стимуляция познавательной,двигательной и речевой активности детей в процессе работы с художественнымиобразами.

2. Обогащение эмоциональной сферы иснятие психоэмоционального напряжения.

3. Развитие сенсорно-перцептивнойдеятельности.

4. Развитие и обогащение образнойсферы, восприятия, ассоциативного мышления.

5.Уточнение и обогащениепредставлений об окружающем мире, о причинно-следственных связях различныхявлений и событий.

6. Повышение уровня речевойактивности ребенка, обогащение словарного запаса, совершенствованиеграмматического строя речи.

*Для  создания 5-7 минутного мультфильма  требуется около 40 часов коллективной  работы детей и взрослых.

 

 

7. Формирование умения слушатьмузыку, соотносить музыкальный материал с художественными образами.

8. Обучение использованию различныхизобразительных средств, формирование практических умений.

9. Развитие способностей квосприятию формы и содержания в художественных композициях.

10. Развитие общей и мелкоймоторики, элементарных графомоторных навыков.

11. Развитие внимания ипроизвольной регуляции движений и действий, развитие слухо-зрительно-моторнойкоординации.

12. Формирование пространственной ориентировки.

13. Активизации речевыхвозможностей ребенка в процессе озвучивания мультфильма

      Темы занятий и подбор материалов дляанимации осуществляется с учетом особенностей и возможностей детей с тяжелыминарушениями речи.

Для создания мультфильма на основедетских работ могут использоваться различные материалы: цветная бумага, пластилин,фломастеры, крупы, природный и бросовый материал, разноцветные ленточки илоскутки, материалы для конструирования.

        Для разработки содержания занятийнеобходим диагностический этап, на котором выясняются речевые и когнитивныевозможности ребенка, определяются задачи подготовки к занятию.

      Структура занятия включает  4 этапа:

1этап — прослушивание сказки с музыкальным сопровождением. В процессеслушания используются элементы ритмопластики, образно-сюжетного танца симпровизацией, элементы гимнастики для пальцев и кистей рук. Обязательновключаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, «озвучиваниедвижений».

2этап — практическая деятельность с различными материалами, направленная насоздание художественных образов. В процесс практической деятельности  включается речевое сопровождение,комментирование действий, подведение итога и словесный отчет. Предполагаетсямузыкальное сопровождение.

3этап — компьютерная анимация и повторное прослушивание сказки с музыкальнымсопровождением и двигательным аккомпанементом.

С учетом возможностей детейвключается беседа, пересказ, комментирование.

4этап — заключительный: просмотр смонтированного мультфильма, подведениеитогов; релаксация и слушание музыки.

    Тематика занятий определяется уровнем развития речи и мышления ребенка,его коммуникативными возможностями, состоянием моторного праксиса.

 

Диагностическаяи коррекционно-развивающая программы апробируются в работе с детьми на базесуточного стационарного отделения  длядетей с последствиями перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы   Центра патологии речи и нейрореабилитации.

 

Проект осуществляется при поддержке «Национального детского фонда»  и  студии «М.И.Р.» (Генеральный продюссер - И.Р.Марголина)


©2008-2017 Национальный детский фонд