Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
Методические материалыМетодические материалы

Детская анимационная реабилитационная студия. Взгляд педагога-аниматора

20 ноября 2012

Автор: Коган-Лернер Мария

 

 В последнее время анимационное искусствостановится все более популярным. Люди ходят на анимационные фестивали, смотрятполнометражные мультфильмы наряду с игровым кино, водят детей на экскурсии поанимационным студиям, где юным слушателям приоткрывают секреты мастерства изнакомят со словом «штифты». Так же по веянью моды, как грибы, там и тутоткрываются анимационные студии, кружки, проходят мастер-классы и семинары.

 Хотелось бы поразмышлять над тем, чем жемульттерапийная студия (далее ДАРС) отличается от детских анимационных студий вдомах творчества, школах и центрах современного искусства (далее мультстудия).

 Конечно, самым важным и очевидным отличиемявляется цель. В мультстудии  во главеугла стоит результат, под которым понимается снятый анимационный ролик,профессиональный рост воспитанников и раскрытие творческого потенциала. В ДАРСвсе вышеперечисленное остается, но отходит на второй план, уступая местореабилитационному процессу, который, в свою очередь, будет сильно отличаться вДАРС с разной целевой аудиторией. Так, например, в центре патологии  речи и нейрореабилитации  или в центре лечебной педагогики оченьзначимой для большинства детей является работа с различными сенсорнымиматериалами. На занятиях мы активно используем анимацию из сыпучих материалов иживопись под камерой, которая дает заметный реабилитационный и релаксационныйэффект, но зачастую не позволяет создать интересного с позиции зрителяфильма.  Когда мы снимаем с детьми фильмпро эмоции, за кадром остается проигрывание эмоций, как бы подготовка к съемке,но на самом деле именно она является ядром занятия.  При работе с ребенком, у которогонедостаточно сформирован образ реального мира, ненужным, а зачастую опаснымявляются слишком грубые попытки развить фантазию и воображение. Этим детямнеобходим образовательный элемент в работе, а расширение границ восприятия мыстараемся дать не через искажение действительности, а за счет знакомства сновыми материалами,  из которых онисоздают свой анимационный мир. При этом студия в детском доме с группой детей9-16 лет наиболее приближена по своим целям к мультстудии. В ней наименее ярковыражена психологическая составляющая, крайне важен процесс профессиональногороста и творческого развития.

 Так же важное отличие формируют те дети, скоторыми мы работаем, особенности их развития и восприятия. Анимация в общем-тодовольно технологичное искусство, требующее определенной усидчивости, и это  часто становится проблемой  при работе с гиперактивным ребенком. Почтивсегда необходима выработка особых навыков коммуникации в работе с особымидетьми. Этим летом на Валдае, где проходили занятия мульттерапией для детей изцентра лечебной педагогики,  я в какой-томомент поймала себя на мысли, что происходящее очень похоже на летний языковойлагерь, в котором почти каждый участник группы - носитель своего, неизвестногомне диалекта. При определенном запасе терпения и чуткости к каждому ребенкураньше или позже «языковой барьер» удается преодолеть и начинаетсяобщение.  Дети, которые долго лежат вбольнице, особенно дети из неблагополучных семей, зачастую с большим трудомделают свой первый рисунок или пластилинового персонажа. Иногда помочьпреодолеть неуверенность в собственных возможностях  можно просто начав лепить (или рисовать)что-то свое, рассказывая, что и зачем ты делаешь. Можно спрашивать совета илипросить помощи в создании персонажа, давая ребенку ощутить себя в ролинаставника. Также часто работает такой способ: когда ребенок просит нарисоватьчто-либо за него, можно взять карандаш в свою руку, а ее вложить в детскую - втакой безопасной ситуации ребенок часто готов рисовать (ведь рисует вроде и неон), тут важно не увлечься собственным творчеством и дать себя вести.

 Следующим пунктом я бы выделила условия, скоторыми специалисту, начинающему работу в ДАРС, надо быть готовым столкнуться.Больница сама по себе далеко не всегда приспособлена для проведения занятий нажелаемом уровне. Так, например, в Центре реабилитации детей, переболевшихтуберкулезом, мы отказались от использования красок  по причине отсутствия в кабинете для занятийраковины и крайне негативного отношения персонала к перепачканным детям. В этомпримере сочетаются сразу два основных фактора, создающих трудности при работе вбольнице. Первый - несоответствие бытовых условий (отсутствие раковины, илистационарного станка для съемки, маленькое помещение, или сложность записизвука в больничных условиях), второй - различное виденье организации исодержательной части занятий персоналом больницы и сотрудниками ДАРС. Тут оченьважным моментом является изначальная договоренность, объяснение своих целей изадач, того, какими средствами они будут решаться в рамках занятий. Многихконфликтных ситуаций можно избежать за счет этой договоренности, однако невсех, и надо быть готовым, что часть условий придется принять как данность,стараясь свести на нет негативное влияние этих условий на проведение занятий.Так, например, в ДАРС в садике для слабослышащих детей мы договорилисьотпускать детей на прогулку, монтировать снятый материал и показывать им егопрямо на улице. Так удалось убрать из занятия долгий и скучный для этих детейпроцесс монтажа, но при этом не оставить их без желанного результата. А вцентре патологии речи и нейрореабилитации летом большинство занятий проходит наулице.

 Вот, пожалуй, и все основные отличия такихпохожих вроде бы направлений, порожденных общей аниматерью. Многое в этойстатье - «про преодоление», но, думаю, это свойственно «нашим» детям и тем, ктос ними работает. Именно благодаря этому в проекте «мульттерапия» так много возможностейдля роста не только детей, но и нас самих. И часто как раз из проблем рождаютсяоткрытия и новые направления в методике мульттерапии.


©2008-2017 Национальный детский фонд