Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
Методические материалыМетодические материалы

Мульттерапия как средство развития творческой активности детей

20 ноября 2012

Автор: Максимова С.В., канд психол. наук, ведущийнаучный сотрудник ФГАУ «ФИРО»

 

Стремительные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека  приводят к возрастанию роли процессовиндивидуализации, творческой самореализации в обществе. По мнению К. Роджерса «когда научные открытия и изобретенияувеличиваются, как нам сообщают, в геометрической прогрессии, пассивный и культурноограниченный человек не может справиться со возрастающим потоком вопросов ипроблем. Если отдельные индивиды, группы людей и целые нации не смогутвообразить, придумать и творчески пересмотреть, как по-новому подойти к этимсложным изменениям, то мы погибнем».

Изменился идеал человекасовременного общества: это уже не горящий общей идеей фанатик, подавляющийсобственную индивидуальность ради принадлежности к общему  делу, когда достаточно было соответствоватьобщественным ожиданиям, чтобы   жизньсложилась удачно. По мнению Е.А.Медведевой, «вобществе будет востребован другой тип личности: не всесторонне и гармоническиразвитая по некоему идеальному образцу, а человек, идентичный самому себе,несущий образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. В новомжизненном потоке в первую очередь будут поощряться индивидуальность, творческаяактивность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать,фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности, действовать вситуации неопределенности. Современному человеку требуется решать каждуюжизненную ситуацию как творческую, самостоятельно принимать решения и нести заних ответственность».

Сегодня развитие творческойактивности детей является одной из главных ценностей современного общества иприоритетных задач образования. Все возрастающий поток информации  требует от выпускника школы не столькообладания знаниями, умениями, компетенциями, сколько способности быстро менятьих, ориентироваться в информационном потоке, делать осознанный выбор и ставитьцели, принимать самостоятельные решения, то есть быть творческой личностью. «У выпускника современной школыдолжны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находитьнестандартные решения, проявлять инициативу», - говорится в  национальной образовательной инициативе «Нашановая школа».

В то же время исследования на протяженииряда лет показывают, что несмотря на то что знания и возможности детей впроцессе обучения растут, желание проявлять творческие способности, познавательная мотивация, творческаяактивность детей от дошкольного возраста к последнему классу школы падает(Б.Ю.Большаков 1982, А.А.Мелик-Пашаев 1998, Максимова С.В. 2001, Туник Е.Е. 2004, А. Грецов 2006). Получается, чтотрадиционная система не только не способствует развитию творческой активностидетей, но и подавляет ее. Исследования показывают, что творческаянереализованность приводит к школьной, а затем и социальной дезадаптации. Пословам Э.Фромма, «если влечение к творчеству не получает реального выхода,возникает тяготение к разрушению.» Психологическое напряжение таково, что есличеловек не может соединить себя с миром в акте творчества, то рождаетсяпобуждение к устранению и разрушению мира ... Альтернатива вполне четкая  - творить или уничтожать .

Причины этой ситуации – директивныеотношения педагога и ученика, отсутствие в рамках учебной деятельностивозможностей для проявления и развития собственной активности обучающихся,непонимание сущности и психологических механизмов развития способности к творчеству.

Нами была разработанаактивно-неадаптивная теория творчества, в которой выделяются две различных поприроде и психологическим механизмам составляющие – способность к порождениюидей (неадаптивная активность (В.А. Петровский)) и способность к их реализации(адаптивная активность). Наши исследования показали, что дисбаланс этих двухсоставляющих приводит к торможению или деструктивному развитию творческойактивности, а гармоничное сочетание – к успешной самореализации и саморазвитию.С нашей точки зрения творческим потенциалом обладает каждый ребенок, носпособность к его развитию и реализации зависит от того, как воспитывающийвзрослый реагирует на проявление спонтанной активности ребенка.

Согласноэтому подходу основным механизмом развития творческой активности личности является отслеживание иподдержка педагогом творческих инициатив ребенка, завершающиеся созданиемтворческого продукта и осознанием ребенком себя как субъекта творческойдеятельности. Исследователи отмечают, что формирование представленийо собственных возможностях порождает у ребенка ощущение силы, компетентности,гордости (М.И.Лисина).

По данным современных немецкихисследователей наиболее эффективными являются те педагогические программы, вкоторых 50-60% действий ребенка осуществляется по его инициативе. Поэтомуключевыми моментами является наблюдение за спонтанной активностью детей,отслеживание их индивидуальных проявлений и их фиксация с помощью портфолио,модификация упражнений таким образом, чтобы они содержали возможности порождениясобственной активности выбора наряду с выполнением заданий педагога.

В связи сэтим актуальной задачей становится поиск новых методов и средств социализациидетей и молодежи. Незаменимой здесь оказывается сфера искусства, которое, пословам Е.А. Медведевой  «в большейстепени, чем обретение знаний и умений в изучении основ традиционных наук,обеспечивает духовное становление и развитие личности, движение к своему «Я»как нормально развивающегося, так и ребенка с проблемами психического развития».Широкий арсенал возможностей для самореализации личности дает арт-терапия-  в буквальном смысле – терапияискусством. В отличие от традиционных способов приобщения детей к искусству,здесь строятся особые взаимоотношения взрослого и ребенка, когда создаетсяатмосфера раскрепощенности, безоценочного принятия всех проявлений ребенка,эмоциональная поддержка и внимательное отношение к внутреннему миру.

Мульттерапиякак часть арт-терапии основывается на том, что реализация творческогопотенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться спроблемами, преодолеть болезнь, скомпенсировать недостатки. Это особенно важнодля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так как обычные формы,такие как обучение в художественных школах, кружках и традиционные средства,которые там используются, часто оказываются для них невозможными. Как правило,у таких детей снижена учебная мотивация, бывают эмоциональные нарушения,гиперактивность или наоборот, заторможенность, высокая агрессивность, тревожность,нарушена концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками ивзрослыми, депрессивные состояния и т.д. В этом случае традиционные методыобучения  оказываются малоэффективными.
            Мульттерапия  имеет здесь явные преимущества. В первуюочередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних летстановятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов,художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигаяна второй план литературу, а часто и игру. Участие в создании мультфильма,включение результатов его деятельности в общий контекст повышают самооценкуребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному,интересному. Герои мультфильмов, дажеотрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полногонегатива. Даже наоборот - этим героям сочувствуют, и тем самым снимаетсяагрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создаютположительный эмоциональный настрой. В отличие от  других арт-терапевтических методик,мульттерапия  включает в себя занятияразличными видами творческой деятельности: изобразительным искусством вразличных формах (живопись, графика, фотография скульптура), литература, музыка.Очень важно, что здесь детям не говорят, что нужно делать и как, а пробуждаютих собственную активность и фантазию. Задача педагога - умело направить идеиребенка в русло создания позитивного совместного продукта. При этом важенпринцип спонтанности и ценности творческого процесса, чтобы и детям и взрослымбыло интересно и радостно. Здесь нет ничего неправильного, главенствует принципбезусловного принятия всего, что исходит от ребенка. В групповой работепреодолевается эгоцентризм, развиваются навыки эффективного взаимодействия.  

Главный козырь мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо и вызывает неподдельный восторг как у детей, так и взрослых, делающих первые шаги в анимации.

Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта - мультфильма.Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, неудачным, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься  ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает ребенку возможность осознать себя автором. 

Эффективность работы зависит не только от метода, но и во многом  отпостроения взаимоотношений педагога с детьми. По нашим наблюденияммульттерапией занимаются молодые психологи, волонтеры, сами имеющие высокийтворческий потенциал и интерес к этому делу, поэтому и отношения с детьмистроятся отлично от традиционных. Говоря языком транзактного анализа, педагогможет занимать позиции Ребенка, которому и самому интересно участвовать в общейигре,  позицию Взрослого - партнера,когда отношения строятся  на равных, почти отсутствует позицияконтролирующего Родителя, дающего оценки, делающего замечания. Здесь нетправильного и неправильного. Задача взрослого - связать спонтанные образы детей в целостную композицию, используяхудожественные приемы, найти интересную форму подачи сюжета.

В процессе  мульттерапии  обнаруживаются ценностные ориентиры ребенка,его способность видеть и понимать окружающий мир,  осознаются жизненные установки.  Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Ее проецирование  вовне позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает  ему собственные ценности  или, наоборот, дает героюотрицательные  качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства, грамотно писать и говорить.Во время создания мультфильма у ребенка развивается правое полушарие,ответственное за образы, задействованы литературная, музыкальная и речевая сферы.  Двигая фигурки перед камерой(метод перекладки), ребенок может легко освоить школьный курс кинематики.Изображая что-либо на бумаге или с помощью пластичных материалов, ребенок получает представления о формах, нахождении предметов в пространстве и т.д.  При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и психологического состояния героев.

            Замечено, что в процессе мульттерапии ребенок с недостатками развития может делать то, что обычно у него не получается.Например, ребенок с недоразвитием речи при озвучке мультфильма начинает довольно четко говорить.

Особенностью мульттерапии,  отличающей её  от других арт-терапевтических методик,является то, что собственный рисунок, который может показаться ребенку«некрасивым», неудачным на экране и в контексте коллективного творческого продукта, приобретает особую ценность и значимость. А уж когда созданный персонаж начинает оживать, это создает особое волшебство и чувство собственной значимости (могущественности).

Мульттерапия позволяет ребёнку, находящимся в трудной жизненной ситуации, почувствовать себя полноценным человеком, почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации.  Тем самым мульттерапия является моделью сотворчества взрослых и детей, задающей ориентиры для становления новой парадигмы образования.


©2008-2017 Национальный детский фонд