Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
Методические материалыМетодические материалы

Работа в клинике Мешалкина.

25 октября 2013

Мои соображения по поводу работы в клинике Мешалкина.

Клиника – это, конечно же, не киностудия, где снимают фильмы здоровые дети. В клинике лежат дети больные. Их готовят к операции и, несомненно, они находятся в подавленном состоянии, состоянии страха. После же операции, судя по всему, испытывают боль и дискомфорт. Это в большинстве случаев.
И вот приходим мы. Наша задача - отвлечь детей от неприятных мыслей, подарить им радость, сказку, увлечь чем-то новым, погрузить в целительную атмосферу радости творчества. Вряд ли раньше ребенок снимал мультики - а тут у него появляется такая возможность. Вот чудеса - в больничной гостиной ему дают краски, фломастеры, а потом все идут к таинственному стеклянному столу, освещенному лампочками. А потом еще все двигается, оживает! И если при этом получится интересный фильм – то это тоже будет здорово.
     Рисование поможет "высказаться" ребенку. Конечно, присутствие детского психолога не помешало бы (как, собственно, и везде). Но его вмешательство и участие должны быть мягкими. Здесь, в больнице, не нужно "вскрывать" какие-то глубокие проблемы. Как мне кажется, задача психолога здесь должна заключаться в смягчении детского страха, в поднятии его настроения.
Сюжеты для мультика могут завуалированно разрешать проблему болезни.
Были примеры, когда дети сочиняли истории о том, как им избавиться от недуга и недуг исчезал. Конечно, нельзя действовать напрямую: "Давай нарисуем твою болезнь". Проблему можно переносить на героя мультика, в роли болезни может выступать поломка какого-то механизма (ракеты, волшебных часов и т.д.). Дети сами могут увидеть и придумать решение проблемы.
Сложно сказать, как повлияли единичные съемки на общее состояние, пронаблюдать какие-то тенденции. Думаю, если ребенок повеселел и перестал плакать -это уже прекрасный результат.
Мы не врачи, мы педагоги. Мы не проводим операции, но мы стараемся делать так, чтобы и в больнице дети оставались детьми.
Конечно, ко всему прочему здесь еще присутствуют родители, которые зачастую лишь добавляют волнение. Ощущать, что мама рядом, это, конечно, очень важно и необходимо. Поэтому, опять же, наша задача - не отгонять родителей, а построить занятие таким образом, чтобы они тоже отвлеклись и оказались вовлеченными в творческий процесс. Чтобы не мешали своим детям рисовать то, что им хочется.
Никаких четких планов по поводу "Что мы будем сегодня снимать" быть не должно. Наметки в голове могут быть, но не более. Важно много разговаривать с ребятишками. "раскручивать" их на сюжет. Замечательные сказки выходят, когда дети сообща сочиняют. Каждый рисует героя, а потом находит ему место в истории.
Очень важны заготовки, сделанные педагогами для съемок. Ведь дети не всегда успевают дорисовать, довырезать.
Конечно, тут и «сыпучка» выручит, и оживление каких-то предметов под камерой. Программу мультфильмов я бы подбирала спокойную и радостную (без бешеного веселья). Опять же по ситуации нужно смотреть - какая сегодня группа. Если есть гиперактивные личности, лучше показать что-нибудь поспокойнее. Если дети засыпают на ходу - тоже подумать: «А не лучше ли им и вправду позасыпать». Очень важен контакт с медицинским персоналом. Я бы хотела иметь максимум информации о вечернем распорядке.
И записывать, записывать, записывать! Очень хорошая практика - вести дневник, отмечать в нём удачные находки и пробелы. В дальнейшем это станет бесценным материалом для поиска основных принципов и новых путей.
Со всеми нужно взаимодействовать тактично. Быть предельно внимательным. И тогда мы можем ожидать благоприятных результатов.
Я бы еще и музыку на встречах включала. И считаю, что полезно было бы разучивать с ребятишками короткие стихи.
Стих - это ритм, а сердце - самый ритмичный орган.

Егорова Александра Алексеевна, преподаватель Детской киностудии «Поиск»


©2008-2017 Национальный детский фонд