Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
Методические материалыМетодические материалы

Мульттерапия в Саткинском районе Челябинской области

25 октября 2013

Авторы: Зам директора  по УВР в начальной школе Ильяшенко Наталья Александровна
Социальный педагог МКОУ СОШ №12 Бортник Ия Валерьевна
Педагог – психолог МКОУ СОШ №12 Лифенко Марина Владимировна

В Саткинском районе с 2010 года реализуется программа реабилитации и творческой социализации детей в трудной жизненной ситуации средствами коллективного анимационного творчества «Мульттерапия».  Первые шаги в реализации данной программы  осуществили педагоги детского дома – школы №1 города Бакал и социального - реабилитационного центра.  С помощью «Мульттерапии»  детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, удалось преодолеть страхи, внутренние комплексы, неуверенность,  облегчить психологическое состояние детей, перенаправить их внимание на эстетику и творчество, улучшить настроение. «Мульттерапия» способствовала развитию творческой активности и креативных способностей, позволяющих решать жизненные задачи, развитию общекультурных, организационных, коммуникативных, познавательных способностей. 
В работе по созданию мультфильмов активно помогают волонтеры – студенты и сотрудники горно-керамического колледжа и фиала ЮРГУ г. Сатка.
С сентября 2011г. были организованны федеральные площадки в дошкольных образовательных учреждениях района с целью формирования информационной культуры и медиакомпетентности ДОУ на основе электронных образовательных ресурсов и  реализации  проекта «Мульттерапия». Метод создания мультфильмов эффективно применяется для творческого развития дошкольника. Комбинирование различных методов, приёмов и техник анимации, становится бесценной находкой для работы воспитателя и в творческом развитии ребенка. Сегодня мультфильм – это самое мощное средство воздействия на ребёнка. Только мультфильм даёт возможность ребёнку поставить себя на место героя. Только в «Мульттерапии» есть приёмы постановки героя на своё место. «Мульттерапия» используется в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью переключения; отвлечения; снятия остроты ощущений, переживаний, чувств; коррекции эмоционального состояния; снятия агрессивности; стимулирования возникновения сопереживания другим, становится положительным фактором речевого развития, мелкой моторики.  Кроме того, работа детей в мультстудии   используется при работе с напряжённостью, тревогой, замкнутостью, гиперактивностью ребенка дошкольника. Как элемент терапии работа над созданием мультфильма помогает  создать у детей определённый эмоциональный настрой, разогреть их воображение, внимание, сосредоточенность на одном сюжете, настроить на работу, направить мысли детей на позитивное восприятие мира.  Созданные детьми мультфильмы были представлены на международном фестивале молодежи «Дар-2011» и были отмечены грамотой. Так же мультфильмы были представлены на областном конкурсе детского творчества «Сказки живут на Урале».  Два детских сада района МКДОУ №16  и МКДОУ №26 заняли первое место в своей возрастной группе, один детский сад МКДОУ № 40 получили приз зрительских симпатий.
Активное участие в реализации программы «Мульттерапия» приняли педагоги и дети МКОУ СОШ №5 г. Сатка. С сентября 2011 года ими выполнен большой объем работы по реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, снято множество мультфильмов.
С октября 2012 года к участию в программе приступил коллектив МКОУ СОШ №12 г. Бакал.  Начальная школа работает по ФГОС НОО с 2011 года и реализует « План внеурочной деятельности», который обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. В 1-2 классах введено на добровольной основе в соответствии с выбором  родителей и детей занятия внеурочной деятельностью  по направлению социального развития личности.
Такая работа   ведется в нескольких направлениях:
•    детская анимационная студия «Живое дыхание»
Цель:  Социализация и развитие личности, творческого потенциала и креативности детей с помощью анимационного творчества.
Задачи:
Образовательная: Учить определять тематику будущего мультфильма, разрабатывать сценарий создания мультфильма, а также овладение детьми видами технологий создания мультфильма.
Развивающая: Развивать любознательность у детей младшего школьного возраста, как основу развития познавательных способностей; формировать творческое воображение, как направление интеллектуального и личностного развития детей; развивать коммуникативность – умение общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий учебной деятельности.
Воспитательная: Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ожидаемый результат: Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей ценностных ориентиров, формирование адекватной самооценки, развитие интеллектуальных способностей и развитие всех психических процессов, самостоятельности, коммуникабельности. Создание мультфильмов детьми. Во время этих занятий дети достигают значительных успехов в умении ставить цели, определять способы их достижения и добиваться практического результата деятельности.
•    Детская анимационная реабилитационная студия «Живое дыхание»

Цель: 
    Психолого-педагогическая реабилитация семей и  детей группы риска, детей с ограниченными возможностями здоровья  средствами коллективного анимационного творчества. Гармонизация развития личности.
Задачи:
1.    Установить с каждым участником доверительные отношения, строить партнерские взаимоотношения.
2.    Наладить в группе отношения сотрудничества, взаимного уважения, принятия, научить слушать другого, развивать коммуникативные навыки.
3.    Укреплять чувство психологической защищенности, личностных границ.
4.    Развивать адекватную самооценку (не перехваливать, а давать адекватную обратную связь), преодолеть нерешительность страх проявлять себя.
5.    Повышать чувство значимости, дать почувствовать себя автором творческого продукта, полноценной личностью.
6.    Развивать творческую активность, познавательную мотивацию, творческие способности.
7.    Развивать познавательные функции, в особенности  - восприятие – зрительное, тактильное, слуховое.
8.    Создать условия для выражения негативных эмоциональных состояний в адекватных формах (рисунок, рассказ, персонаж).
9.    Следить за эмоциональным состоянием детей, оказывать необходимую поддержку.
10.    Создавать позитивный настрой, радость, атмосферу раскрепощенности.
11.    Научить реализовывать свои идеи
12.    Отслеживать динамику развития и состояние участников в процессе с помощью различных диагностических методик: цветовой тест Люшера (в электронном формате), сказкодиагностика, методика диагности самооценки Дембо-Рубенштейн, проективные рисуночные тесты – «несуществующее животное», методика «дом – дерево – человек», «рисунок человека».

•    Индивидуальная работа с детьми в детской анимационной студии «Живое дыхание» по запросу родителей
         Встречи и общение с родителями, совместное обсуждение проблем ребенка, взаимопомощь и советы родителям по побуждению интереса ребенка к мульттерапии,  привлечение родителей к сотворчеству в мульттерапии, создание совместно с родителями мультфильмов к участию в конкурсе, презентации работ мультстудии на родительских собраниях. Совместная работа психолога, ребенка и  родителей, поиск путей  решения семейных проблем, улучшение детско-родительских отношений.
К работе в мультстудии привлекаются учителя информатики и педагоги дополнительного образования. Учащиеся старших классов входят в волонтерские группы, которые являются необходимой частью команды ДАРС «Живое дыхание». В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Волонтерство  способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Благодаря программе «Мульттерапия» большинство детей приобрели необходимые навыки коммуникации и навыки, способствующие их социализации в современном мире.


©2008-2017 Национальный детский фонд