Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
Методические материалыМетодические материалы

Создание реабилитационных студий «ДАР» в Свердловской области (на примере действующих студий анимации при областных учреждениях здравоохранения)

25 октября 2013

Автор: президент Свердловского общественного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества «Возрождение» Хамитова Татьяна Михайловна.

В России  возрождается интерес к вопросам, связанным с обеспечением счастливого детства и социальной адаптации детей с ограничением жизнедеятельности. Особого внимания в этом отношении требуют дети с тяжелыми заболеваниями, такими, как онкогематологические, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, детский церебральный паралич. В большинстве случаев такие дети в силу особенностей лечения вынуждены проводить в условиях стационара длительное время, а в ряде случаев, находиться в изоляции от внешнего мира и сверстников.
Тяжесть самого заболевания, эмоциональная «погруженность» в болезнь, жизнь в постоянном страхе и боли приводит к снижению уровня самооценки, к потере веры в выздоровление, что в свою очередь снижает эффективность основной терапии.
К сожалению, динамика показателей заболеваемости онкологическими болезнями не имеет положительных тенденций. Так, в 2007 году показатель заболеваемости составлял 11,9 на 100 тыс. детского населения, в 2008 году – 13,0, в 2009 году – 14,8, в 2010 году - 15,3 и в 2011 году – 15,8 на 100 тыс. детского населения .
Ежегодно в Свердловской области регистрируется до 130 первичных случаев онкологических заболеваний у детей. Благодаря внедрению международных протоколов лечения, стало возможным выздоровление 70% детей. Около 30% больных нуждается в интенсивных и сложных способах диагностики и лечения, в частности технологии пересадки костного мозга. При этом длительность их пребывания в отделении увеличивается и достигает нескольких месяцев.
С 2006 года в стационаре отдела детской гематологии и онкологии ГБУЗ СО «ОДКБ №1» было пролечено 7072 ребенка, за 8 месяцев 2012 года – 547 детей. Проведено 57 трансплантаций костного мозга и периферических стволовых клеток. Выполнено 1017 оперативных вмешательств, за 8 месяцев 2012 года – 126 .
Существенной проблемой для Свердловской области является и высокая распространенность детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, в частности, детским церебральным параличом. На сегодняшний день таких детей зарегистрировано около 6 тысяч. Проблема будет усугубляться, в том числе, в связи с новыми критериями живорожденности и выхаживанием младенцев, родившихся с массой тела 500гр. Ощущение неполноценности, оторванность от социума, восприятие себя как человека, непохожего на других, также приводят к снижению положительного восприятия мира и интереса к жизни .
Все это делает проблему подъема эмоционального состояния, веру в себя, надежду на выздоровление у таких детей актуальной, значимой и своевременной.
Для решения проблемы психологической реабилитации детей, улучшения их эмоциональной составляющей при всех тяготах болезни и лечения, мы считаем возможным посредством развития его творческих способностей, направленных на позитивное восприятие мира, ощутить себя здоровым, значимым и необходимым.
Целевой аудиторией данного действующего проекта являются дети и подростки от 2 до 18 лет  с тяжелыми заболеваниями и ограниченными возможностями, находящиеся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения. Особая роль в проекте отведена и родителям этих детей, оказывающих наиболее значимое влияние на состояние ребенка в процессе заболевания и являющегося его опорным объектом.
Цель: создание и функционирование  студий анимации «ДАР» при  учреждениях здравоохранения, направленных на решение проблемы психологической реабилитации детей, повышение возможности гармонично развиваться через общение, игру, творчество.

Задачи:
1.    Разработать программу занятий анимацией и создания мультфильмов c детьми и подростками, находящимися на лечении (онкология, детский церебральный паралич);
2.    Изменить отношение детей к самим себе, содействовать самовыражению с помощью творчества, дать определённую цель, которую дети будут стремиться достичь, что будет являться также и стимулом к выздоровлению;
3.    Привлечь внимание общественности к проблемам реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и инициировать деятельность добровольцев в этой сфере.

Проект внедрен Свердловским Региональным Общественным Фондом развития кино и телевидения «Возрождение». Создание анимационной студии для детей с тяжелыми хроническими заболеваниями является одним из направления деятельности Фонда.
Теоретической основой разработки специфики применения арт-терапии  для социализации детей с особыми образовательными потребностями стали работы Красного Ю.,  Курдюковой Л., Афанасьевой О. и др.;  социологический и психологический аспекты проблемы рассмотрены в работах Козловой О.Н., Михайловой Л.Н.,  Беляевой М.А., Коневой Е.В., Солдондаева В.К.;  особенности поведения и самочувствия детей с онкологическими заболеваниями в условиях стационара описаны в работе Климовой С.В.; практика применения средств искусства в работе с детьми с особыми образовательными потребностями  так же апробирована в проекте Национального Детского фонда «Мульт-терапия».   
 
 
Проблема социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями

Российская социологическая энциклопедия даёт следующее определение социализации: «Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Ранняя социализация является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в социальной жизни… Процесс научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом индивиды развивают качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Социализация здесь включает характеристики, приобретаемые индивидом, и психологические механизмы, с помощью которых достигаются желаемые перемены»
В нашем обществе, как и в любом другом, живут здоровые люди, и люди, имеющие ограничения в жизнедеятельности, в связи с неблагоприятным состоянием здоровья. Эти проблемы могут быть связаны с нарушениями двигательных, иммунных, психических и иных способностей у людей. Среди них значительное число составляют дети и подростки. Сегодня таких детей в научной литературе принято называть «дети с особыми образовательными потребностями».
Термин «особые образовательные потребности» был предложен Е.Л. Гончаровой и О.И. Кукушкиной для обозначения особого содержания образования, определяющего специфику педагогического воздействия на развитие ребёнка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях по сравнению с обычными детьми.
 В силу своего особого, изолированного положения, такие дети зачастую становятся асоциальными, т.е. ограниченными в овладении социальным опытом и, следовательно, в реализации своих потребностей в обществе. Речь идёт о нарушении процесса социализации. Детей с особыми образовательными потребностями, в силу их специфического положения, можно отнести к дезадаптированной группе детей. Они вынуждены занимать некоторое изолированное, маргинальное положение в обществе.
Чтобы преодолеть данный социальный излом, сегодня в учебных заведениях начинают применяться инклюзивные (включающие) практики обучения. «Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности» .
 Социальную изоляцию, дезадаптацию ребёнка необходимо преодолевать, о чём говорят некоторые из принципов инклюзивного образования:
•    ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
•    каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
•    каждый человек способен чувствовать и думать;
•    все люди нуждаются друг в друге .
 «Признание прав ребёнка, его интересов, потребностей, организация помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности – всё это сегодня представляется чрезвычайно важным» . Особенно остро данные вопросы стоят по отношению к детям, которые в силу своего здоровья имеют определённые трудности в реализации своих прав и потребностей, оказываются выключенными из общего социального контекста и в связи с этим, недополучают необходимый социальный опыт.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в восполнении этого пробела – в социальной реабилитации. Социальная реабилитация ребенка предусматривает применение специальной системы мер, направленной на восстановление утраченных общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе. Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация. Если же этого не происходит, наблюдается дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка. Последовательная интеграция таких детей в общество нормально развивающихся сверстников сегодня, станет основой для достижения высшей ступени социально-трудовой и профессиональной адаптации завтра.
Сложнее обстоит дело с клиническими реабилитационными центрами, где дети проходят длительное лечение и физическую (а не социальную) реабилитацию, и хосписами. Проблема состоит в том, что персонал и методики для поддержания здоровья ребёнка есть, но для заботы о его социальном самочувствии, подчас, нет ни времени, ни квалифицированных работников. Успешные попытки решения данной проблемы есть в крупных клиниках страны, где в штат берутся социальные педагоги, психологи, арт-терапевты или приглашаются добровольцы, которые будут заниматься осуществлением творческих занятий с детьми в помощь руководителю и режиссеру студии.
Современные условия предполагают наличие богатого жизненного опыта у человека. Тем сложнее положение сегодняшних детей с особыми образовательными потребностями, а в будущем, подростков и молодых людей. Они априори скованны и ущемлены в социальной мобильности, им сложно адаптироваться в социуме, тем более, что условия для их адаптации созданы минимально необходимые. Создание надлежащих условий для социальной адаптации детей – это задача для специальных реабилитационных центров, в том числе, здравоохранительных, также общественных фондов и государственных проектов по интеграции и инклюзии людей с особенностями развития в общество нормально развивающихся сверстников. Утерянные, не освоенные социальные навыки должны быть восполнены, реабилитированы. Для этого необходимо развивать специальную инфраструктуру.
«Освоение (творческих) видов деятельности может и должно способствовать как развитию творческого потенциала личности в целом, так и творческому освоению человеком любых социальных ролей».
Таким образом, каждый ребёнок может быть социально реабилитирован, для этого необходимы специальные условия, одно из наиболее важных – работа в коллективе. Для того чтобы наиболее оптимально проходили процессы социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, необходимо не только повышать личностный потенциал детей, но и работать с окружающим людьми (главным образом, со сверстниками) в направлении повышения толерантности к таким детям. Никоим образом нельзя конфронтировать положение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями. Оппозиционность «нормальный – не такой как все» является большой социальной проблемой и несправедливостью, и должна быть преодолена. Между тем, другие принципы инклюзивного образования гласят:
•    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
•    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
•    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
•    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека .
Социальная реабилитация детей с особыми образовательными потребностями будет тем успешнее, чем более будет меняться в лучшую сторону отношение общества к таким детям, чем более будет сокращаться расстояние между разными группами в обществе. Принципы инклюзии должны действовать в любой социальной сфере. Для того чтобы связать две оппозиционные группы «здоровые дети – дети с особыми образовательными потребностями», необходимо законодательно закрепить организацию социального диалога между ними, в том числе с помощью искусства или профессиональной деятельности. На диалог можно посмотреть как на двустороннюю коммуникацию, которая может повлиять на изменение качества жизни её участников. «Диалоговость – форма, которая позволяет личности, не утрачивая стилевого соответствия современности, быть социально ответственной, способной «видеть» (Тейяр де Шарден), воспринимать «вызов» (Тойнби), возникающие в социокультурном хронотоп, и давать ответ (Сократ) на эти вызовы» . Общество будет тем сильнее, чем более будут связаны между собой разнообразные его члены, чем прочнее будет налажен диалог  друг с другом. «Реальность, состоятельность, плодотворность диалога определяется следующими атрибутивными условиями:
1. толерантностью;
2. коммуникативностью;
3. открытостью оппонентов;
4. оформленностью собственной позиции каждого участника диалога» Таким образом, можно сделать вывод, что приобретать и нарабатывать навыки социального диалога для детей с особыми образовательными потребностями необходимо регулярно, для успешности процесса интеграции в социум. Так же навыки социального диалога необходимо формировать и у здоровых детей, для того чтобы они открывали для себя людей с отличными от них способностями,  и учились находить с ними общий язык. Человеческое разнообразие – это норма жизни, и чем естественнее для нас будет взаимодействие с людьми, обладающими особыми образовательными потребностями, тем выше будет гуманистический, гражданский уровень нашего общества.

Особенности применения арт-терапии в работе с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями

Диагноз онкологического заболевания у ребёнка  - страшный приговор и источник стресса для всей семьи.  Данное заболевание можно отнести к хроническому, так оно имеет долгую продолжительность и сложность лечения. Помимо основного вреда здоровью оно несёт сопряжённые с собой трудности: эмоциональные, функциональные (искажение трудовой и иной деятельности членов семьи), социальные (социальная изоляция), финансовые. Ниже подробно рассмотрим каждую из перечисленных проблем.
В контексте анализа проблемы социальной реабилитации детей с онкологическими заболеваниями представляют интерес результаты исследования онкобольных детей, проведенного сотрудниками  института практической психологии и психоанализа (ИППиП) на базе  стационара ДОГ РОНЦ РАМН им. Н.Н. Блохина в г. Москве .  Результаты исследования свидетельствуют, что в среде детско-родительских отношений эмоциональные трудности выражаются в следующих формах:
•    гиперопеки больного ребёнка, когда родители начинают делать за ребёнка всё, ограничивать его в движениях. При этом ребёнок теряет даже доступные ему виды деятельности, а родители физически и эмоционально истощаются;
•    отвержения ребёнка родителями в силу подавления гнева на болезнь, который может осознаваться родителями как гнев на ребёнка. Стараясь изолировать это чувство, родители минимизируют общение со своим ребёнком, периодически срываясь, что, в последствие, влечёт за собой чувство вины;
•    чувства вины и некомпетентности у родителей.
Покидая привычную среду бытования, у ребёнка и его семьи возникают определённые трудности, связанные с адаптацией к новому пространству, пребыванию в стационаре, о чём пишет Климова С.В. :
1.    Первичная госпитализация.  Если ребёнок попадает в стационар впервые, то и он, и его семья, находятся в остром переживании горя, в состоянии шока и дезориентации. Наблюдается затруднённый контакт с реальностью. Происходит знакомство с новыми правилами, обязанностями, распорядком стационара. Ребёнка начинают охватывать переживания по поводу болезненных процедур.
2.    При повторной госпитализации происходит крушение прежних надежд на выздоровление. Но родители в данном случае уже более компетентны в отношении знания жизни в стационаре.
3.    Страх выписки после длительного пребывания в стационаре. У семьи появляется боязнь рецидивов, инфекций, негативной реакции окружающих. К родителям приходит понимание необходимости заново налаживать свою жизнь за стенами стационара.
4.    «Прерывистая» госпитализация – разбиение курса лечения на несколько отрезков, в перерывах между которыми ребёнку можно находиться дома. Это влечёт сложную адаптацию к стационару, затрудняет налаживание контактов с другими родителями. Ребёнок переживает тревогу, шок - каждый раз всё необходимо начинать с нуля.
5.    Перенос сроков операции –  неблагоприятное психологическое состояние ребёнка сопровождается чувством неопределённости и повышением уровня тревоги, гнев сопутствует беспомощности.
6.    Смерть, произошедшая в отделении, является мощным стрессором, обостряющим страхи каждого из родителей. При этом происходит цепная реакция шока, вызывающий эмоциональный хаос в отделении.
В связи с болезнью ребёнка у родителей возникают функциональные трудности:
•    Вынужденное перераспределение функциональных ролей и обязанностей в семье.
•    Изменения, касающиеся профессиональных достижений.
•    Ограничение возможностей семейного отдыха  и досуга.
•    Трудности, связанные с адаптацией в условиях стационара, родители вынуждены пересматривать свои прежние функциональные позиции в семье.
К моменту выписки из стационара, у семьи ребёнка с онкологическим заболеванием возникает определённое психологическое напряжение, связанное с необходимостью восстановления взаимодействия с социумом:
1.    Тема онкологии весьма тяжёлая и трагичная, поэтому  люди стараются дистанцироваться от неё, что переносится и на онкологических больных. «Страх социального отвержения, осуждения. Недостаточная изученность природы онкологических заболеваний порождает в обществе большое количество мифов по этому поводу.  Есть, например, представление об онкологическом заболевании, как о заразном… Желание не столкнуться с подобной (негативной) реакцией склоняет семью к изоляции от социума» .
2.    Страх не суметь вписаться в социум. Семья ощущает себя отставшей от жизни, социально изолированной. Под социальной изоляцией, здесь понимается ограничение контактов, настороженное отношение со стороны здоровых людей к болеющему человеку в силу его физической и эмоциональной уязвлённости.
3.    «Практически во всех случаях присутствует стремление выстроить социум вокруг ребёнка оптимальным образом» в связи со страхом инфекций, соблюдением особого режима жизни и ограниченными возможностями. Родителям придётся перестраивать свою жизнь, что также вызывает  определённые тревоги.
Ко всем перечисленным выше трудностям прибавляются так же и финансовые издержки на лечение, дорогостоящие средства на реабилитацию в сочетание с временной недееспособностью одного из родителей, сложность увеличивается, если в семье только один родитель.
Семья перестаёт быть способной к нормальному функционированию. В психологической адаптации нуждается сам ребёнок и его родители. Выявленные проблемы решаются психологом различными способами, два из которых – игровой и творческий способ:
1.    «Рисование и лепка с ребёнком и родителем является эффективным методом выявления зон эмоционального напряжения в отношениях и его преодоления в объединяющей творческой деятельности.
2.     Использование методов игровой и арт-терапии даёт ребёнку опыт эмоциональной близости с родителем и, вместе с тем, способствует созданию личного пространства, соответствующего возрасту и потребностям ребёнка» .
Арт-терапия средствами изобразительного искусства оказывается наиболее актуальной и приемлемой в работе с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями. Во-первых, по причинам, рассмотренным в предыдущем параграфе (всех детей с отклоняющимся развитием, независимо от вида нарушений, имеются как общие недостатки, так и специфические трудности), во-вторых, данный вид арт-терапии не требует значительных физических усилий и движений со стороны ребёнка. Находясь в слабом физическом состоянии, дети с онкологическими заболеваниями могут рисовать без особого труда, тем самым выражая свои внутренние смыслы, избавляясь от переживаний и забывая про болезнь. Вовлечение в творческую коллективную деятельность способствует социализации личности ребёнка. Изобразительный язык «создан для передачи мыслей и чувств, для передачи опыта, который невозможно передать иным путём. Языком образов можно сказать то, что недоступно языку научных формул и логических доказательств. Искусство, благодаря своей специфике, заключающейся в наглядно-образном отражении действительности, служит эффективнейшим средством умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания, средством формирования мировоззрения и идейных убеждения». По мнению Л.С. Выготского, «… искусство с самых древних времён рассматривалось как часть и как средство воспитания, т.е. известного длительного изменения нашего поведения и нашего организма…Всё прикладное значение искусства в конечном итоге сводится к его воспитывающему действию. И все авторы, которые видят родство между педагогикой и искусством, получают неожиданное подтверждение своим мыслям со стороны психологического анализа.
По мнению Афанасьевой О. «…задачи арт-терапии: не стремясь сделать всех детей художниками, возбудить у них активность, направленную на реализацию их творческих способностей. Дети, активно занимающиеся художественным творчеством, учатся концентрировать свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решение внешних и внутренних конфликтов» . В творческой деятельности ребёнок личностно развивается: расширяет спектр осваиваемых социальных ролей, совершенствует способы сотрудничества с другим человеком, развивает ответственность на основе осознанной причастности к результатам совместной деятельности, добивается успеха и учится его оценивать, развивает и корректирует проявления своей индивидуальности (речь, эмоции, поведение), оценивает внешние проявления, расширяет свой кругозор, развивает инициативу, творческое мышление и так далее. «Индивидуальный, своеобразный «целый мир в душе» человека не возьмётся ниоткуда, возникает лишь при контакте с «душой мира» - с духовной жизнью людей, общества – через выравнивание себя, солидаризацию с другими в культуре – через социализацию» .
 Афанасьева О. выделяет ряд аспектов занятий арт-терапией . В группы для занятий арт-терапией входят дети с психологическими травмами, высоким уровнем тревожности, неадекватностью реагирования на внешние раздражители. Отношение специалиста к детям базируется на следующих представлениях о детях: дети – это маленькие взрослые; дети – это люди, способные к глубоким эмоциональным переживаниям; ребёнок – это, во-первых, целостная личность, с которой предстоит общаться и которую следует понимать и уже, во-вторых, можно анализировать; каждый ребёнок – это личность со своими собственными правилами, и становится он ею не по достижении какого-либо возраста, дети заслуживают уважения безотносительно  к этому, так как уникальны изначально;  специалист ценит уникальность каждого ребёнка и уважает его как личность; личная значимость не связана с поведением и не является его функцией; дети имеют врождённую тенеденцию к росту и созреванию. Они обладают внутренней интуитивной мудростью;   рост ребёнка невозможно ускорить, ребёнок живёт в мире сегодняшних ощущений и при этом постоянно и непрерывно меняется; дети выносливы. Они обладают огромной способностью к преодолению препятствий и неблагоприятных обстоятельств, возникающих в их жизни.
На занятиях арт-терапией должны быть созданы комфортные условия для раскрытия «Я» ребёнка. «Защищённость, безопасность, конфиденциальность, безоценочность – принципы, которые необходимо соблюдать при взаимодействии с детьми. Непреложное соблюдение их свидетельствует о подготовленности специалиста к работе по предлагаемой программе и является относительной гарантией успеха». Ребёнок  должен иметь безусловную возможность  принимать себя и  чувствовать себя принятым другими людьми. Также у него должно быть право выбора и возможность быть самим собой.
Так же, Афанасьева О. выделяет три необходимых условия для арт-терапевта:
•    Переживания данного момента должны обозначаться и выражаться в ощущении «тотчас и немедленно;
•    Безусловное принятие ребёнка, какими бы ни были он сам  его чувства. Осознание ребёнком того, что его принимают, уже благоприятный факт развития;
•    Эмпатия – способность взглянуть на мир глазами ребёнка.
Основные задачи арт-терапии для детей с онкологическими заболеваниями следующие:
1.    Создать условия для свободного выражения чувств, в том числе, агрессивных, способствовать эмоциональной разрядке ребёнка.
2.    Способствовать развитию навыков саморефлексии.
3.    Способствовать развитию наблюдательности, вдумчивости, поиску причинно-следственных связей.
4.    Развивать воображение.
5.    Развивать чувство ритма, цвета, формы.
6.    Способствовать психическому развитию личности через развитие её высших подструктур, от которых зависит социальная адаптация ребёнка.
7.    Учить ребёнка восприятию образного строя произведения изобразительного искусства.
8.    «Научить использованию выразительных возможностей различных художественных техник и материалов.
9.    Создавать условия для самовыражения детей в различных формах творческой активности, расширения и обогащения опыта чувственного восприятия окружающего мира».
Афанасьева О. указывает  на то, что арт-терапия способствует :
1.    Развитию отношения к самому себе: реабилитации собственного «Я» в глазах ребёнка, выправлению подавленности, постепенной выработки уверенности в себе и осознания своей значительности.
2.    Развитию отношения к другим: развитие способности к эмпатии, толерантности, формирование навыков адекватного общения, способности к преодолению конфликтов, достижение уважения со стороны других и особенно сверстников, завоевание авторитета как конечный результат адаптации.
3.    Развитию отношения к реальной жизни: формирование навыков выбора и принятия решений, способности к мобилизации и самореализации, повышение устойчивости по отношению к неудачам, бедам. Приобретение навыков преодоления трудностей и преград, преодоление омрачённости  и невежества и обретения оптимизма в отношении к реальности.
Принимая участие в арт-терапевтических занятиях, дети с онкологическими заболеваниями отвлекаются от тягот болезни, забывают про болезненные процедуры, возвращаются в естественную для них среду игры и творчества, восполняют недостаток общения и взаимодействия со сверстниками, участвуют в увлекательном процессе.
Рассматривая различные аспекты работы с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, необходимо сделать вывод о том, что работа с такими детьми  отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в её коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Подобный опыт позволит ребёнку в дальнейшем целенаправленно вести поисковую работу в массиве информации, ориентироваться в потоке социальных отношений, отстаивать свою точку зрения и добавиться поставленных задач, поскольку ребёнок уже будет владеть первичной «универсальностью» навыков и представлений творческой коллективной деятельности.

Важно отметить комплексный, двунаправленный характер процесса  социальной реабилитации детей с тяжелыми хроническими заболеваниями. По мнению группы, важно не только восстанавливать «социальное здоровье детей» в малой социальной группе, но и создавать благоприятные условия для их адаптации в больших социальных группах. Для этого, помимо внутренней работы в арт-терапевтической группе, необходимо менять отношение общества, в том числе, отношение сверстников к таким детям, выстраивать социальный диалог между здоровыми членами социума и людьми с особыми образовательными потребностями.  Такой процесс подразумевает под собой  длительный промежуток времени и отложенный на будущее социальный эффект. Положительные результаты не возникнут в одночасье, но постепенно станут частью городской повседневности. Для успешной социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, наряду с работой квалифицированных специалистов и использованием современных и инновационных методик, важно вовлечение ребёнка в творческую коллективную деятельность, а также формирование культуры социального диалога.

Мульт-терапия как инновационный метод социальной реабилитации детей с тяжелыми заболеваниями
В настоящее время педагогические усилия приобрели ещё одно важное направление: научить ребёнка находить своё место в человеческом «оркестре», ощущать себя необходимой частью общественного организма, т.е. углубить социализацию личности.
К социализации личности непосредственно ведёт развитие у детей чувства причастности к окружающему миру. Это чувство двояко: с одной стороны, оно предполагает понимание неповторимой и необходимой роли другого в общем деле, - и в то же время – потребность и необходимость в индивидуальном самовыражении.
Таким образом, источником причастности становится общая деятельность, способная актуализировать весь жизненный опыт каждого ребёнка, как бы мал этот опыт ни был» .
Как отмечает Афанасьева О. в работе «Арт-терапия средствами изобразительного искусства», для взрослых естественной средой общения и саморефлексии являются язык и логика. Избавиться от переживаний и построить диалог с помощью вербального проговаривания для ребёнка – это не выход из проблемной ситуации. Дети мыслят образно, они априори творческие, им свойственен язык иносказания и необходима игровая форма обратной связи, тем самым, они вытесняют волнующие их мысли в художественное пространство. Дети более интуитивны, чем рациональны и логичны. Для гармоничного развития любого ребёнка, в том числе и с особыми образовательными потребностями, необходимо творческая деятельность, так как в процессе творчества бессознательное опережает сознательное, образы отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания, мечты. Внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как ребёнок начинает творить.
В связи с этим, должна быть создана комфортная среда для наиболее успешной адаптации детей с особыми образовательными потребностями и освобождения их внутреннего «Я»  в творческом процессе, необходимо вмешательство специалистов со стороны. «Трудно переоценить в связи с этим роль арт-терапевтических занятий в начальной школе  в процессе адаптации ребёнка, учитывая, что он овладевает способностью адаптироваться, приобретая жизненный опыт. При неустойчивом состоянии психики у детей, при дефиците такого индивидуального материала, когда воображение и зависит от опыта и дополняет его (а опыт бывает не только тяжёл, но и трагичен), интегрирующая и адаптационная роль детского художественного творчества проявляется особенно наглядно» .
В основе арт-терапии лежит творчество: художественное, литературное, музыкальное, занятия актёрским мастерством.
В силу ряда причин, наиболее распространена арт-терапия средствами изобразительного искусства (рисование, декоративно-прикладное искусство). «У ребёнка существует внутренняя моральная мотивация к заботе о себе самом и комфорту; дети обладают способностью к позитивному управлению собственной деятельностью, к творческому взаимодействию с собственным  миром. Рисунок и игра – естественные языки, которыми владеют дети. Эти виды деятельности являются средствами их самовыражения, в них они чувствуют себя более комфортно».
 С недавнего времени, арт-терапия средствами изобразительного искусства обогатилась новым перспективным видом – мульт-терапией. Термин «мульт-терапия» был введен группой, разработавшей данный проект.
Основа мульт-терапии – мультипликация/анимация. «Мультипликация является коллективным творчеством, позволяющим развивать креативные способности детей. Это самым позитивным способом сказывается на их социализации и реабилитации». Это длительный и трудоёмкий процесс. Как отмечает генеральный директор Национального Детского Фонда Мастусова И.Г., «для создания 5-7 минутного мультфильма требуется около 70-ти часов коллективной работы детей и взрослых. Длительное целенаправленно движение к решению поставленной задачи позволяет обнаружить личностные смыслы ребёнка, взращивать или восстанавливать целостность личности».
  В мульт-терапии используются ресурсы коллективной  деятельности. Для того чтобы создать мультфильм, необходима слаженная работа нескольких человек, чтобы:

придумать сюжет;создать героев, фон;анимировать персонажей;отснять анимационный материал;озвучить;подобрать музыкальное сопровождение;смонтировать материал.

Процесс создания мультфильма захватывает всё внимание детей, вклад каждого ребёнка позволяет приблизить желаемый результат. В увлекательном процессе дети получают возможность творчески взаимодействовать, осознавать свою индивидуальность и значимость, а также значимость своего партнёра.
Анимация даёт ребёнку инструменты исцеления, направляет его по пути познания себя и стимулирует развитие партнёрских отношений. Также она позволяет ребёнку избежать информационной перегрузки, сворачивая информацию в образ. Анимация – быстрая коммуникация – она позволяет сделать мир проще и выделить главное. Анимация оптимистична, она задействует визуальное мышление ребёнка, и помогает вырабатывать лидерские качества. «Когда краски, кисти, бумага, пластилин служат инструментами, фиксирующими в материале изменения на пути развития личности, когда благодаря занятиям изобразительным искусством дети начинают самораскрываться, осознавать свою духовную индивидуальность, - это и есть терапия искусством, или арт-терапия. Терапия искусством реализует естественное стремление человека к биосоциальной адаптации» .
Таким образом, учитывая все вышесказанные аргументы, можно сделать вывод, что метод мульт-терапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности по праву может считаться инновационным методом арт-терапии.

Лечебный процесс обусловливает некоторую эмоциональную и физическую изоляцию детей друг от друга. Таким образом, естественные условия развития ребёнка (игра, общение, творчество) отодвигаются на второй план. Дети замкнуты на себе и тяготах болезни, чувствуют себя одинокими, бесцельными, ограниченными в возможностях по сравнению с возможностями здоровых детей. Из желания изменить имеющуюся ситуацию к лучшему вытекает цель данного проекта.
Стратегический замысел проекта: создание постоянно действующей социально-реабилитационной площадки для детей с особыми образовательными потребностями,  где посредством доступного творчества и игры дети будут социализироваться, личностно развиваться, раскрывать свой творческий потенциал. Творческая площадка должна стать местом для социального диалога, связи детей друг с другом и внешним миром.
.
Особенности организации творческого процесса: дети приходят на занятия в различном душевном и физическом состоянии, активность у них так же может быть не высока. Внешне они могут быть совершенно неэмоциональными, чего не скажешь об их внутреннем состоянии. Или наоборот, могут быть капризными. Они требуют индивидуального корректного подхода, терпения в общении и объяснении задач. Вначале творческого процесса зачастую бывает большая стеснительность, страх и неуверенность, что постепенно подлежит преодолению.
Поэтому проводятся вводные занятие для детей и их родителей, чтобы они получили представление о готовящейся работе. Начинаются занятия с простых техник, таких как оживление предметов, своих игрушек, озвучки существующего визуального материала. Вот несколько идей для занятий:

Оживление предметовОзвучкаРисовать перманентным маркером на стеклаСыпать манку и гречку, ассоциации под музыкуМожно придумать маски и играть друг с другом.Более сложные формы деятельности: придумать сюжет (или придумать продолжение известной сказки, римейк, фантазия на заданную тему), выбрать персонажей, продумать сцены и разыграть.

Дети, их родители могут увидеть результаты своего труда сразу после занятия. Готовые мультфильмы в скором будущем будут транслироваться через видеопроектор, и по телевизорам в Центре.
С родителями следует общаться деликатно, поначалу можно давать им задания, но в последующем их лучше отлучать от процесса, предоставляя детям свободу творчества.
По прошествии некоторого времени у студии появляется ряд анимационных работ, которые будут отправляться на фестивали детской анимации и кинематографа. Предполагается, что дети в состоянии ремиссии будут  иметь возможность посещать фестивали. Будет установлен обмен мультфильмами с подобными студиями в других городах и странах. Планируется выпустить подарочные DVD-диски с мультфильмами.
Проект создания студии детской анимации на базе Центра детской онкологии и гематологии при ГУЗ «ОДКБ № 1» реализуется Свердловским общественным фондом развития кино и телевидения для детей и юношества «Возрождение», президент фонда Т.М. Хамитова. Проект по характеру финансирование является благотворительным. Реализуется добровольцами.


©2008-2017 Национальный детский фонд