Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
СтатьиПубликации в СМИ

Интервью директора Национального детского фонда Агентству социальной информации

20 апреля 2012

И. Мастусова: "За три года существования программы "Мульттерапия" открыто 17 детских выездных анимационных реабилитационных студий"


МОСКВА | 19.10.2011

В столице состоялась итоговая конференция по программе Национального детского фонда "Мульттерапия". Аниматоры, психологи и волонтеры, участвовавшие в программе в пяти регионах России, приехали в Москву поделиться наработанным опытом. О программе и о мульттерапии корреспонденту АСИ рассказала генеральный директор Национального детского фонда Ирина Мастусова.

И.М.: Мульттерапия представляет собой групповое или индивидуальное создание анимационного фильма детьми под руководством взрослых. Анимация, как синтетический вид деятельности, включает больше возможностей для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии. Здесь присутствуют лепкотерапия, сказкотерапия, терапия песком и др. В 2008 году художники-мультипликаторы пришли в детское онкоотделение одной из больниц Санкт-Петербурга и предложили детям попробовать создать мультфильм. Идейным вдохновителем программы стал художественный руководитель проекта "Смешарики" Анатолий Прохоров. Благодаря занятиям ребята смогли отвлечься от боли и тяжелых эмоциональных состояний.

Занятия по созданию мультфильмов стали проводить регулярно в больницах, реабилитационных медицинских центрах, а затем в детских домах и интернатах. Работали с детьми с разными заболеваниями (онкология, миопатия, фенилкетонурия), а также с сиротами. Со временем пришло название программы – "Мульттерапия".

За три года было создано 17 выездных анимационных реабилитационных студий в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Челябинске и Челябинской области, Екатеринбурге. Они состоят из профессионального аниматора, который отвечает за техническую часть, психолога и социального (или коррекционного) педагога, ответственных за процесс реабилитации, а также волонтера. В настоящее в проекте принимают участие около 100 детей. Всего за три года было задействовано более 500 человек (дети-сироты, дети-инвалиды и дети, длительное время находящиеся на лечении в больнице).

Корр.: Расскажите подробнее о реабилитационных эффектах этого метода.

И.М.: За время работы анимационных реабилитационных студий психологи провели ряд исследований по изменению психофизиологических показателей у детей, которые занимались по программе. Выяснилось, что у них снизились тревожность, агрессия, социальная фрустрация (тревога, беспокойство, отчаяние, чувство безысходности, вызванные тем, что не удовлетворены важные потребности, например, потребность в семье, общении, заботе и др.). В то же время повысилась самооценка, мотивация к достижению целей, коммуникативные установки (определенный настрой перед общением, который зависит от личных качеств, опыта предшествующего общения).

В детской анимационной реабилитационной студии дети сталкиваются с такими видами искусства, как живопись, графика, скульптура, фотография, музыка, литература, театр, изучают компьютерные графические программы, рисование песком (сыпучая анимация), перекладка (перемещение бумажных фигурок), stop-motion (анимирование предметов). Каждый ребенок играет свою роль: режиссера, сценариста, художника, актера, композитора, оператора, монтажера. Дети получают новые жизненные ориентиры, а также заряд положительных эмоций. Мультипликация позволяет развивать творческие способности. Творчество, в свою очередь, помогает реабилитации и социализации.

Корр.: Как проходит занятие?

И.М.: Сначала детей надо заинтересовать. В этом помогают волонтеры. Далее профессиональные аниматоры объясняют, как создаются мультфильмы, задается тема будущего фильма. И дети начинают фантазировать. После написания сюжета начинается работа по изготовлению (лепка, рисование, валяние из шерсти) персонажей, фонов, наконец, покадровая съемка, монтаж, озвучка… На протяжении работы в группе с детьми находятся психологи и социального или коррекционного профиля педагоги. Они решают конфликтные ситуации, которые возникают на занятиях, помогают справиться с эмоциональными проблемами: агрессией, тревогой, расторможенностью. Если студия находится в медицинском центре, с ребенком постоянно находится мама, иногда бабушка или папа. Поначалу родители, сами того не осознавая, стремятся все сделать за сына или дочку. А смысл занятий состоит в том, чтобы ребенок проявил себя. Со временем родители включаются в работу с иным посылом: не ради помощи, а ради личного интереса. После совместных занятий отношения в семье меняются в лучшую сторону: творческий дух, вера в свои силы приводят к хорошему настроению.

Корр.: Есть ли аналоги программы "Мульттерапия" за рубежом?

И.М.: Насколько нам известно, нет. Существует несколько студий, которые работают с детьми. Но их деятельность, скорее, направлена на анимационное образование. Использование мульттерапии как реабилитационного метода аналогов в мире не имеет.

Мы планируем распространять свой опыт в регионах. Поэтому совместно с Федеральным институтом развития образования начали готовить методические рекомендации по работе с детьми-сиротами, инвалидами, а также детьми, в течение долгого времени находящимися на лечении в больнице. В планах – открыть стационарную студию по мульттерапии в центре Москвы для бесплатных занятий детей-инвалидов и детей из многодетных семей (мы привлекаем к сотрудничеству государственные структуры, а также крупные коммерческие корпорации). Совместное создание мультфильмов может стать семейной практикой: кто-то рисует, кто-то снимает и монтирует... все получают радость от достигнутых результатов.

Справка

Национальный детский фонд был основан в 2008 году. Фонд разрабатывает и реализует социальные проекты, направленные на воспитание, развитие и поддержку различных категорий детей. Среди них – проекты, поддерживающие талантливых и одаренных детей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; программы опережающего развития; создание общественной экспертизы в области семьи и детства.

Национальный детский фонд – социальный партнер проекта "Смешарики". В 2008 году проект "Смешарики" был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Все права на использование персонажей проекта переданы Национальному детскому фонду бессрочно и на безвозмездной основе.


©2008-2017 Национальный детский фонд