Вы используете устаревшую версию InternetExplorer. Некоторые блоки могут отображаться некорректно.
СтатьиПубликации в СМИ

Статья журнала Здоровье школьника: Мульттерапия в России

23 апреля 2012

Большую часть первого занятия Света провела под столом, закрыв лицо руками. Понадобилось около 40 минут, чтобы она вышла из своего убежища.
Трехлетняя девочка совсем не разговаривала и не могла скатать из пластилина самую простую колбаску.
На занятии ее внимание привлекла гречка: она вдруг заинтересовалась, как она сыпется между пальцами, шуршит, стукается об стол, как маленькие градинки. С этого момента она каждую терапию начинала с того, что погружала руки в коробку с гречкой, мяла ее, баловалась с ней.
Через пару занятий малышка улыбнулась. А через пару месяцев – научилась катать замечательные колбаски из пластилина, которые становились частями будущих героев мультфильма. А когда она увидела нарисованную кем-то собачку и впервые в жизни сказала «Аф!» — вся группа аплодировала стоя.

Эта история – лишь один из счастливых моментов, которые регулярно происходят на занятиях по мульттерапии – программе реабилитации детей через создание ими мультфильмов.
К большому сожалению, детство не всегда бывает здоровым и безоблачным. Иногда нашим малышам требуется помощь врачей, специалистов-психологов, длительное лечение и реабилитация. Иногда это «практически здоровые» дети, но воспитывающиеся в детском доме – социальные сироты. С букетом проблем, которые неизбежно возникают у детей, живущих пусть и в самых замечательных, но все же – учреждениях.     
Многочисленные исследования показывают, что сироты, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, дети, обделенные вниманием в семье, демонстрируют тотальную нехватку социальных знаний и низкий уровень социальной компетентности – то есть, попросту говоря, не умеют дружить и любить, а из поведенческих коммуникативных стратегий признают лишь нападение и защиту. Как следствие – они выстраивают уже в своей взрослой самостоятельной жизни привычные им модели семьи: с наркотиками, алкоголем, семейным насилием, отсутствием мало-мальского интереса к собственному развитию. Это значит, что тех образовательных и воспитательных методик, по которым работают в детских учреждениях, не достаточно. Так же, как недостаточно просто выполнять назначения врача, если ребенок не здоров.
Благотворительные фонды и волонтеры — те, кто ориентирован на длительную работу с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации – привлекают специалистов и сами придумывают разнообразные методики и проекты, чтобы помочь ребятам преодолеть тяжелую болезнь, легче и с пользой прожить время, которое необходимо для проведения медицинских процедур и восстановления. Или – обучить навыкам жизни в современном обществе, умению взаимодействовать не только с компьютером, но и друг с другом на основе партнерства и взаимопомощи.
Не все эти методы подходят, например, физически ослабленным детям; для каких-то требуются специальные условия или дорогостоящее оборудование; что-то невозможно реализовать в больницах по соображениям гигиены; некоторые занятия предполагают только индивидуальную работу или только коллективную; что-то скорее развлекает, чем развивает… Словом, универсальная методика – это редкая и очень ценная возможность психологически и физиологически точно использовать даже самые сложные периоды в жизни ребенка для его образования и формирования личности.
В 2008 году волонтеры – профессиональные художники-мультипликаторы – пришли в детское онкологическое отделение, чтобы скрасить невеселые больничные будни маленьких пациентов и предложили им самим попробовать создать настоящий мультфильм. Пластилин, фломастеры, бумага, фотоаппарат и ноутбук с самой простенькой монтажной программой… У них все получилось! Ребята смогли отвлечься от реальности тяжелых процедур, повеселели, а уж как радовались, когда увидели свои имена в титрах уже готового мультфильма, снятого ими самими!
Занятия по созданию с детьми мультфильмов стали проводить регулярно: в больницах, реабилитационных медицинских центрах, затем — в детских домах и интернатах. Работали с ребятишками с разными заболеваниями, в том числе, с такими, как онкология, миопатия, фенилкетонурия, с теми, кого принято называть «дети с особыми потребностями». Занимались с социальными сиротами. Три года работы показали: создание анимационных фильмов
с маленькими пациентами очень востребовано ими и их родителями, а также высоко оценено специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями, как реабилитационный метод. Со временем само собой пришло и название программы – «Мульттерапия».

У семилетней Агаты гипертонус мышц, Кулачки сжимаются так, что если что-то в руки попадает, отпустить почти не получается. Ни дети, ни процесс создания мультфильмов, казалось, Агату не интересовали вообще.
Но на занятия приходила исправно, возилась в гречке, предпочитая одиночество.
В один прекрасный день Агата, отодвинув в сторону маму и аниматоров, влезла на табурет у штатива, взяла фигурки и начала покадровую съемку: поставит пластилинового человечка, влезет на табурет, нажмет на спуск фотоаппарата, слезет, переместит персонажа, опять наверх и съемка. Так и наснимала полфильма.

Почему же этот метод – создание с детьми мультфильмов – оказался таким успешным для самых разных категорий «особых» детей: от любимых своими семьями, но не очень здоровых, до вполне здоровых физически, но почему-то не получивших раньше свою долю любви, а потому — травмированных душевно?
Анима – по-гречески «душа». Создание анимационного (или мультипликационного) фильма – это и работа по одушевлению персонажей, и работа души автора. Творчество и душевная и духовная работа.
Анимация – это синтетический вид деятельности. Он включает в себя больше возможностей для реабилитации и социализации ребенка, чем любой другой вид арт-терапии.
В детской анимационной реабилитационной студии ребята работают с такими видами искусства, как живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное искусство, музыка, литература, театр, изучает компьютерные графические программы, сыпучую анимацию (работая с песком или крупой), перекладку (перемещение бумажных фигурок) и перелепку, и stop-motion (анимирование предметов).
Синтез различных искусств в мульттерапии позволяет вызвать любопытство ребенка к миру. Дети получают новые жизненные ориентиры, настраиваются на здоровье и радость.
Создание анимационного фильма – это творчество в разных видах искусства.
Мультипликация позволяет развивать творческие способности детей. Творчество, в свою очередь, помогает их реабилитации и социализации.
Создание мультфильма – это длительный и технически трудоемкий процесс. Не каждому взрослому хватает терпения, усидчивости работать на результат, который можно будет увидеть лишь через -2-3 месяца (приблизительно 50-70 часов занимает работа над 5-тиминутным фильмом для профессионального аниматора). Чтобы совершить такую работу, надо быть целостностной личностью.
Важной организационно-психологической ценностью мульттерапии является работа в команде. У каждого здесь – своя роль: режиссер и сценарист, художник и актер озвучания, композитор, оператор и монтажер. Все, как в большой семье, или как в любом коллективе, который работает на результат. Обычная жизнь, где от усилий одного зависит общее благополучие. И ребенок понимает: «я – не винтик, не ненужная забытая деталь. От меня зависит, что получится в целом». И другой мальчишка или девчонка рядом, про которых раньше не очень было понятно – зачем они нужны, вдруг предстают такими же ценными и необходимыми, в чем-то своем талантливыми. И без них, оказывается, тоже не обойтись. А за внимание и любовь бороться уже не обязательно. И тянуть одеяло на себя не нужно – добра хватает на всех.
Работа над мультиком – это, кроме всего прочего, процесс освоения новых технологий. В условиях нынешнего информационно-технологического прогресса, когда самые разнообразные виды профессиональной деятельности перемещаются в виртуальное пространство даже дети с двигательными ограничениями, владеющие компьютерными технологиями, не чувствуют себя оторванными от мира.
Ни одно занятие не проходит без обсуждения истории, которую хотят снять дети, положительных и отрицательных героев, которые будут в центре событий, тех приключений и конфликтов, вокруг которых строится действие. Дети высказывают свое мнение о том, какие эмоции вызывает у них тот или иной персонаж, и что они сами при этом чувствуют. Удивительным образом в детских рукотворных мультфильмах если конфликт (или антогонизм персонажей) и есть, то разрешается он очень быстро, а дальше всем хочется быстрее перейти к каким-то мирным и веселым совместным действиям: вместе съесть репку, вместе пойти на дискотеку и танцевать до упаду, вместе с пингвинами слушать музыку на Южном Полюсе… То есть, получается, что присущее многим современным профессиональным мультфильмам красочное «мочилово» с морем крови или разлетающимися во все стороны запчастями от роботов – вовсе не то, что свойственно природе маленького человека. Дети в их самостоятельном творчестве никогда не «пляшут на костях», даже «плохие» и побежденные персонажи чудесным образом оживают, становятся хорошими, научаются дружить и любить и всегда включаются во что-то радостное.


На одно из занятий восьмилетний Давид пришел угрюмый, настороженный. На встрече делаем фильм про эмоции — злость и радость. Давид пытается включиться в процесс, но постоянно спотыкается о собственное «колючее» настроение. Ему все
мешают, у него ничего не получается, он обижается, отходит от съемочного стола и садится в угол, надутый и расстроенный. Подсаживаюсь рядом.
— Давид, у тебя внутри сегодня много обиды, да?
— А что Марсела мне не дает рисовать, она закрасила моего монстра.
— Ты сейчас злишься, потому что твой монстр закрашен.
— Да.
— А какого цвета твоя злость? Можешь показать мне ее цвет?
Подумав, Давид возвращается к столу, берет банку с краской и выливает ее остатки на лист. Потом руками начинает смешивать цвета, все больше вовлекаясь в процесс, выплескивая на бумагу вместе с краской свои негативные эмоции. Обида и злость постепенно уходят, в конце занятия он радостно помогает всем убирать краски, кисти и бумагу.

За годы работы специалисты выявили у ребят, занимающихся по программе «Мульттерапия», серьезные улучшения: в центре патологии речи дети быстрее начинают говорить или значительно улучшают свои речевые навыки. Работа с крупой, пластилином, вырезание мелких деталей из бумаги развивают мелкую моторику, нарабатывают нейронные связи в мозгу ребенка. Это значит, что эффективнее происходит восстановление моторных навыков, если они были нарушены, существенно улучшается состояние детей с ДЦП. У детей с психотравмой корректируется эмоциональный фон, уходит агрессия, мысли о насилии сменяются представлениями о дружбе, радости, красоте, семейной любви.

В работе детской анимационной реабилитационной студии принимают участие и взрослые. Во-первых, это профессиональные художники-аниматоры, которые и рассказывают детям, как делаются мультфильмы, показывают различные анимационные техники. За ними же – окончательный монтаж фильма. Во-вторых, это психологи или коррекционные педагоги, педагоги. Они наблюдают за группой в целом, помогают наладить контакт между детьми и между воспитанниками и взрослыми, снять конфликтность или агрессию, настроить на позитивную плодотворную работу. Работают с детьми индивидуально, по ходу занятия прорабатывая персональные проблемы ребенка. Кроме профессионалов, студии всегда необходимы волонтеры – те, кто просто любят детей, принимают их со всеми их особенностями, а во время занятия могут помочь, подсказать, отвлечь, просто посидеть рядом с тем, кому хочется побыть одному или просто почувствовать персонально ему предназначенное душевное тепло.
Если это выездная детская анимационная реабилитационная студия, то есть, когда взрослые со своим оборудованием и материалами приезжают в условленное время, например, в больницу, такими волонтерами часто становятся мамы маленьких пациентов. Поначалу часто бывает, что мамы, сами того не осознавая, стремятся все сделать за своего сына или дочку. Видны устоявшиеся модели семейного поведения. Но ведь смысл занятия прямо в противоположном: чтобы ребенок проявил себя, чтобы развились его пальчики, его разум, чтобы он понял свои возможности. Со временем родители детей с особыми потребностями начинают понимать, как важно стать для своих детей не подпоркой, а партнером, и многие из них на занятиях по мульттерапии начинают смотреть на свою семейную ситуацию по-новому, моральный и физический груз ситуации становится для них легче. Один папа сказал: «Я у вас на занятии отдыхаю». И в какой-то момент они включаются в работу студии с иным посылом: не потому, что привыкли брать на себя всю ответственность или испытывают чувство вины, а потому, что им самим – интересно. После таких совместных занятий отношения в семьях меняются в лучшую сторону: проявленная радость и творчество превращают жалость и ответственность в настоящую любовь, наполняя семью силой и желанием жить дальше настолько полно и многогранно, насколько это возможно.
Создавая мультфильм, ребенок вместе с другими детьми и со взрослыми, проходит весь путь от рождения идеи и написания истории, собственно съемки и монтажа, до того торжественного момента, когда он видит в титрах свое имя – имя творца. Это ценнейший опыт для маленького человека – почувствовать себя создателем другой реальности, в которую ты вложил свой труд и свои эмоции, а она ожила и живет. Для многих детей – это едва ли не первый опыт позитивного предъявления себя миру, громкое и уверенное заявление: «Я есть. Я это сделал. Я могу. Я все могу». Мы искренне надеемся, что это ощущение станет затем стержнем будущего взрослого. И на это чувство собственного достоинства он сможет опереться в самые сложные времена.

Руководитель проекта «Мульттерапия» Семенова Наталья Георгиевна, координатор проекта Беспалова Наталья Александровна.

Справка:

Национальный детский фонд зарегистрирован в 2008 году.
Это движение неравнодушных взрослых, сформировавших осознанное отношение к детству. Национальный детский фонд создан для формирования качественно новых условий Детства для всех российских детей, развития в обществе идей толерантности и ненасилия, здорового образа жизни, соз"дания комфортной и безопасной среды, для помощи детям с особенностями развития и находящим"ся в трудной жизненной ситуации. Фонд сотрудничает с государственными и общественными структу"рами, волонтерами и благотворителями.

Основные программы и проекты Фонда:

«Мульттерапия» — программа реабилитации детей в трудной жизненной ситуации средствами коллективного анимационного творчества. «Я слышу мир!» — программа слухоречевой реабилитации. Ежегодная национальная детская премия – главная награда России в области детства. Проект патриотического воспитания детей и подростков «Я живу в России!» Проект инновационного воспитания и развития навыков изобретательства «Пин-код». Программа художественного воспитания средствами анимации. Программа опережающего развития и социализации российских детей. Международная программа развивающего детского досуга.


©2008-2017 Национальный детский фонд