Компьютерная анимация в системе работы по преодолению речевых и не речевых нарушений у детей
Авторы: Е.Е.Щевцова, Д.Б. Жиляев, Г.М.Ляховецкий, Л. Г. Дьяченко Центр патологии речи и нейрореабилитации, г.Москва
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с задержкой психического и речевого развития снижает уровень их общения, способствует замкнутости, безынициативности,нерешительности, порождает специфические черты коммуникативного поведения - сужается круг общения, затрудняется контакт с собеседником и процесс познания. В свою очередь, низкий уровень общения, трудности взаимодействия с другими людьми замедляют темп развития речи и других психических процессов(Л.С.Выготский,Л.Г. Галигузова, Е.Е.Дмитриева, В.В.Лебединский, В.И.Лубовский, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.Г.Соловьёва, Е.Г. Федосеева, У.В.Ульенкова и др.).
При изучении детей с задержкой психического развитии (ЗПР) идетей с тяжелыми нарушениями речи основное внимание обращено на исследованиеязыковых средств общения и на особенности познавательной деятельности.(Н.Ю.Борякова, И.Т.Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Л.В.Кузнецова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, С.А. Миронова, О.Н.Усанова идр.).
Анализ научной литературы свидетельствует отом, что недостаточно разработаны оценочныекритерии речевой и познавательной активности детей, условия её формирования и стимулирования, зависимостьуровня от форм взаимодействия ребёнка и взрослого в условиях различных видовдеятельности.
Использование информационно-коммуникативныхтехнологий в коррекционно-педагогическом процессе — одна из самых новых и актуальных проблем вотечественной специальной педагогике. Мыпредполагаем, что использование технологий компьютерной анимациипри обучении и воспитании детей с нарушениями развития может быть эффективнымсредством активизации мышления и речи, творческой активности, одним из методов коррекции речевых и неречевыхнарушений у детей с последствиями органического поражения ЦНС.
Мультипликациякак вид современного искусства в детстве очень востребован. Любой вид искусства- это сфера формирования культуры личности и область освоения культурногонаследия во всех формах его проявления: национального, регионального,общечеловеческого, исторического. Детство - это период, в котором активно формируетсяличность человека. Ребенок быстро развивается, при этом необходимо, чтобы развитие было всесторонним и полимодальным,т.е. реализующим интеллектуальную и эмоциональную, физическую и духовную,ассоциативно-образную и художественную, нравственную и патриотическую формыстановления личности. Включение ребенка в создание мультфильма позволяет решать широкий спектрзадач.
Целью нашего исследования является разработка диагностической и коррекционно-развивающей программ на основе технологии компьютерной анимациидля работы с детьми с нарушениями речи и познавательной деятельности. Программа направлена на формирование психологического базиса для развития речи имышления, на обогащение представлений детей об окружающем мире в процессе работы над художественными образами. Задачи, которые решаются в процессе реализации программы носят комплексныйхарактер. Они могут быть объединены в несколько блоков, в соответствии с проблемами психомоторного, когнитивного и речевого развития детей.
Стимуляция познавательной, двигательной и речевой активности детей в процессе работы с художественными образами.Обогащение эмоциональной сферы и снятие психоэмоционального напряжения.Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.Развитие и обогащение образной сферы, восприятия, ассоциативного мышления. Уточнение и обогащение представлений об окружающем мире, о причинно-следственных связях различных явлений и событий. Повышение уровня речевой активности ребенка, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.Формирование умения слушать музыку, соотносить музыкальный материал с художественными образами.Обучение использованию различных изобразительных средств, формирование практических умений.Развитие способностей к восприятию формы и содержания в художественных композициях.Развитие общей и мелкой моторики, элементарных графомоторных навыков.Развитие внимания и произвольной регуляции движений и действий, развитие слухо-зрительно-моторной координации.Формирование пространственной ориентировки.Активизации речевых возможностей ребенка в процессе озвучивания мультфильма.
Темы занятий и подбор материалов дляанимации осуществляется с учетом особенностей и возможностей детей с тяжелыминарушениями речи.
Для создания мультфильма наоснове детских работ могут использоваться различные материалы: цветная бумага,пластилин, фломастеры, крупы, природный и бросовый материал, разноцветныеленточки и лоскутки, материалы для конструирования.
Для разработки содержания занятийнеобходим диагностический этап, на котором выясняются речевые и когнитивныевозможности ребенка, определяются задачи подготовки к занятию.
Структура занятия включает 4 этапа:
1 этап- прослушивание сказки с музыкальным сопровождением. Впроцессе слушания используются элементы ритмопластики, образно-сюжетного танцас импровизацией, элементы гимнастики для пальцев и кистей рук. Обязательновключаются элементы вокальных упражнений и звукоподражания, «озвучиваниедвижений».
2 этап- практическая деятельность с различными материалами,направленная на создание художественных образов. В процесс практическойдеятельности включается речевоесопровождение, комментирование действий, подведение итога и словесный отчет.Предполагается музыкальное сопровождение.
3 этап – компьютерная анимация и повторное прослушивание сказки смузыкальным сопровождением и двигательным аккомпанементом.
С учетом возможностей детейвключается беседа, пересказ, комментирование.
4 этап – заключительный: просмотр смонтированного мультфильма,подведение итогов; релаксация и слушание музыки.
Тематиказанятий определяется уровнем развития речи и мышления ребенка, егокоммуникативными возможностями, состоянием моторного праксиса.
Диагностическая икоррекционно-развивающая программы апробируются в работе с детьми с тяжелыминарушениями речи на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации.